Рекомендации психолога

Поздравление к Дню матери

Портфолио педагога — психолога

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

СДАЮЩИХ ГИА И ЕГЭ

1) Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2) Подбадривайте детей, эмоционально и морально поддерживайте, повышайте их уверенность в себе.

3) Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Главное снизить напряжение и тревожность и обеспечить подходящие условия для занятий.

4) Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

5) Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, помочь с уборкой, потанцевать…

6) Обратите внимание на питание ребенка: во время умственного напряжения ему необходима качественная и разнообразная пища, комплекс витаминов.

7) Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

8) Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Обязательно дайте ребенку часы на экзамен.

9) Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подберите различные варианты тестовых заданий по предмету, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

10) Не критикуете ребёнка после экзамена.

 

КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

(практические рекомендации для родителей)

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки,- на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
  • В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  • Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?»,  лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей.

Воспитание трудолюбия у детей в семье.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок,  должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Памятка для родителей.

Воспитание трудолюбия у детей в семье.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок,  должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Памятка для родителей.

О воспитании доброты.

  1. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
  2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
  3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
  4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
  5. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
  6. Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

 

Что такое суицид и как с ним бороться

 

Планете №2 пгт. Новокручининский посвящается…

Вы когда-нибудь были на планете детей?

Где от звонкого смеха воздух словно играет,

Где попавший сюда, обо всем забывает…

Если нет, здесь вас ждут —  приходите скорей!

Вы хотите попасть на планету детей?

Совершить много важных, интересных открытий,

Стать участником массы самых разных событий,

Если да, здесь вас ждут – приходите скорей!

Каждый хочет попасть на планету детей!

Здесь вас встретят чудесные, добрые люди,

Все еще впереди, все у вас еще будет…

Вы еще не пришли?

                                               Приходите скорей!!                                                

                                               Всегда Ваша – школа № 2

Контролируй себя сам

— Избегайте поспешных и окончательных выводов по первому же впечатлению, особенно если оно негативное.

— Помни: все мы — разные, каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому не стоит навешивать на людей ярлыки, обрекая себя на узкое восприятие того или иного человека.

— Мы часто обижаемся на людей или недовольны ими, потому что они не оправдывают НАШИХ ожиданий, не помещаются в те рамки, которые МЫ им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их видеть.

— Помни: любой человек способен изменять себя.

— Старайся каждый раз разбираться, поступает человек по обстоятельствам или вопреки ( есть у него выбор или нет; если есть, то выбор может быть или неудачным, хотя и по совести, или преднамеренным, но не по совести).

— Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая ПОСТУПОК ЧЕЛОВЕКА, ни в коем случае не вешай ярлык на его ЛИЧНОСТЬ.

— Научись принимать любого человека таким, каков он есть — со всеми его достоинствами и недостатками. Тогда сможешь разумно, осмысленно выстраивать отношения с разными людьми.

— Если захочется переделывать людей, начни с себя, — это и полезней и безопасней.

 

 

     ЕСЛИ ТЕБЯ НЕОЖИДАННО ВЫЗВАЛИ К ДОСКЕ

       …вдруг обнаружилось, что  вы можете сказать очень немного.

Рекомендации: не впадайте в панику, а сразу начинайте говорить все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного.

…на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.

Рекомендации: прежде всего, не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на одноклассников, иногда помогает….

…вы уже почти закончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать.

Рекомендации: ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о …» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить…» или так: «Кроме того, надо сказать, что …», «Следует подчеркнуть».

…учитель в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже,  одноклассники «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить.

Рекомендации: отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться.

…вы оговорились, и все стали смеяться.

Рекомендации: не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.

…вам задают дополнительный вопрос.

Рекомендации: не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

…вы ошиблись.

Рекомендации: ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале.

…вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали.

Рекомендации: не вступайте в спор, не доказывайте. Если вы уверены в своих знаниях, попробуйте спокойно и  аргументировано доказать свою точку зрения.

P.S. И, конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас.

Как обрести счастье.10 правил счастливого человека

В Великобритании создано особое движение, которое собирается создать счастье. Данное движение призвано изменить жизнь общество посредством новых научных разработок.
И вот создатели данного движения предлагают одну из этих разработок. 10 правил или рецептов, призванных улучшить положения счастья у человека.
В разработке принимали участие аналитики и эксперты из различных областей: экономики, психологии, социологии и многого другого. В общем, присутствовали специалисты, имеющие хоть какое-то отношение к изучению и развитию личности человека.
1.Первое правило гласит: счастье в том, чтобы отдавать, а не забирать.
2. Общение. Здесь думаю понятно. Никому не хочется быть в постоянном одиночестве, каждый жаждет общения. Это словно глоток воздуха, без которого обойтись крайне трудно.
3. Здесь нам предлагают заняться спортом.
4. Уделяем внимание окружающему миру.
5. Учиться, учиться и ещё раз учиться. В этом пункте нам советуют не останавливаться в собственном образовании.
6. Ставим только реально достижимые цели.
7. Учимся на ошибках.
8. Не забиваем голову плохими воспоминаниями. Только счастливые.
9. Не останавливайтесь на своих недостатках, будьте самими собой.
10. Чувствуем себя частью общества.
Эти правила призваны помочь в повседневной жизни каждого человека. Если следовать каждому пункту, возможно можно всё-таки можно обрести счастье, которое порой ищется почти всю жизнь.

Правила сильного, здорового и счастливого человека

Связи, пронизывающие наши психику и тело, невидимы, но от этого они не перестают быть менее осязаемыми человеком страдающим. Часть нашего общества, и, думаю значительная часть, — это люди, у которых есть те или иные психофизиологические проблемы. Очень часто мы имеем образование, интеллект, положение в обществе, но у нас нет главного – здоровья и счастья. Разум наш бьется над решением загадок, которые ставит нам собственное тело, но зачастую так и не находит разгадок. А ведь для того, чтобы мы были здоровыми и счастливыми оказывается нужно не так и много – всего лишь привести свои мысли в порядок. Существует некая система, которая помогает сделать это.

Вот основные восемь правил этой системы:

  1. Не зацикливайтесь на мыслях о плохом.Создайте в своей памяти копилку хороших воспоминаний и почаще возвращайтесь к тому хорошему, что было в вашей жизни, но без сожалений, а только с радостным осознанием, что это было, а значит, осталось с вами навсегда. Мечтайте о хорошем. Стройте планы, научитесь видеть хорошее в окружающей вас жизни и не акцентировать внимания на плохом.
  1. Научитесь прощать. Человек, который носит в себе целую гору обид, не может быть здоровым. Прощение — это прощание с горечью обиды, с болью, с печальными воспоминаниями, со всем нехорошим и нежелательным, что было в вашей жизни. Не держите обид на обидчиков и врагов, не вынашивайте планы мести. Помните, что лучшая месть — это пренебрежение. Пренебрегайте обидами и обидчиками, не носите их в себе, не думайте о них и вы всегда будете здоровыми.
  1. Учитесь все, что вы делаете, делать с удовольствием. Употребляя пищу, думайте не о том, как это полезно и нужно, чтобы насытиться, а только о том, что вы делаете это ради собственного удовольствия. Когда мы стараемся получать удовольствие от еды, мы автоматически начинаем правильно принимать пищу, то есть должным образом пережевывать ее, медленно, долго, не спеша. Делая физические    упражнения, тоже думайте только о собственном удовольствии. Не надо себя перегружать, заставляя тренироваться, когда это не по силам. Помните: полезно лишь то, что делается с удовольствием. Все остальное — вредно. Почаще думайте о том, чем можно порадовать себя, но опасайтесь ложных радостей. Иногда человек думает, что, объедаясь, он, таким образом, радует себя. Это самообман. Ведь после такой «радости» обычно становится совсем не радостно и очень плохо и телу, и душе. Помните: истинная радость — та радость, которая,

проходя, оставляет по себе приятное воспоминание и доброе радостное самочувствие. Придерживайтесь таких радостей и выбирайте для себя только такие удовольствия, которые не оборачиваются потом плохой стороной — муками душевными и телесными. И тогда вся жизнь будет постепенно становиться радостью.

  1. Научитесь видеть вокруг себя людей, которым еще хуже, чем вам сейчас. Научитесь сочувствовать им и внушать им веру и оптимизм. Но не унижайте их жалостью. Жалея человека, мы лишь укрепляем его в его бедственном положении. Лучше поверьте в него, в то, что у него достанет сил выбраться из своих несчастий и болезней. Научитесь помогать таким людям по мере своих сил, но не в ущерб себе и своим интересам. Когда вы помогаете другим, не ущемляя при этом себя, вы тем самым помогаете и себе самому.
  1. Научитесь вести себя так, как будто у вас все благополучно, независимо от того, как у вас обстоят дела на самом деле и каково ваше здоровье на самом деле. Что мы думаем о себе, тем мы и становимся — не забывайте об этом!  Не стоит превращать свое поведение в показуху, показывая другим людям, что у вас будто бы все хорошо. Делайте это не для других, а для себя, даже наедине с собой. Когда мы держим голову высоко и говорим себе, что у нас все хорошо, мы своими положительными мыслями притягиваем в нашу жизнь благополучие.
  1. Никогда не говорите себе: «Я не могу», — чего бы это ни касалось: выздоровления работы, физических упражнений. Лучше скажите: «Я не хочу». Говоря «не могу», мы очень сильно ограничиваем свои собственные возможности. И очень часто за этими словами скрываем не собственную неспособность это сделать, а только лишь собственное нежелание и неуверенность в себе. Если вам кажется, что какое-то дело вам не по силам, постарайтесь не размышлять излишне над тем, можете вы это сделать или нет, а лучше попробуйте без размышлений начать это делать. Вы с удивлением обнаружите, что можете на самом деле очень много — гораздо больше, чем думали сами. Делайте, не говорите «не могу»! И увидите, что можете! Говоря «не могу», мы устанавливаем таким образом предел, потолок, выше которого не можем подняться. А человеческие возможности практически безграничны. Не надо только ограничивать себя самим. Начиная делать без размышлений «могу — не могу», мы становимся сильнее духом и телом, так как расширяем свои возможности, осваиваем новые для себя горизонты, что заставляет верить в себя и относиться к себе с уважением.
  1. Помните о том, что ни удачи, ни поражения, ни болезни, ни здоровье не возникают ниоткуда, не появляются сами по себе. Человек создан из того, что он делал и о чем он думал в прошлом. Из этого складывается наше настоящее. А сейчас, в настоящем, мы закладываем ростки нашего будущего. Все, что человек думает, во что он верит, что он делает сейчас, — из всего этого сложится будущее. Здоровы вы или нет — результат того, что вы делали в прошлом. Будете ли вы сильны или слабы в будущем, зависит от того, во что вы верите, что думаете и как поступаете в настоящем. Система здоровья и успеха нужна для того, чтобы изменить в самую благоприятную сторону свое настоящее — изменить мысли, поступки, действия, веру. Изменив в благоприятную сторону свое настоящее с помощью позитивных мыслей, мы закладываем здоровое и счастливое будущее.
  2. Как вода изменяет свою форму в соответствии с сосудом, в который попадает, так и все молекулы, из которых созданы клетки нашего организма, меняют свое состояние согласно нашим мыслям, нашим поступкам и нашей вере. Если мысли, поступки наполнены оптимизмом и верой, то клетки меняют свое состояние в сторону здоровья, гармонии, соответствия законам природы, и целительные силы организма начинают работать на полную мощь.

Необходимо верить в то, что сила вашего духа сможет противостоять всем невзгодам. Где вера — там, как правило, истина. Там здоровье и успех. Там истинная сила и бессмертие духа. Там счастье в единстве с прекрасной величественной и всемогущей Природой. Живите в соответствии с законами природы — и станете всемогущими и прекрасными, как она сама.

Кацудзо Ниши

ПОВЕРЬ В СЕБЯ

«Человек лишь там чего-то добивается,
где он сам верит в свои силы».            
Людвиг Фейербах

«Неверие в себя — причина                  
большинства наших неудач».               
Кристиан Нестел Боуви

      Я знаю, что сейчас вы сидите за компьютером и читаете эту строчку. Ваш взгляд перебегает на
следующую строку. Вы прекрасно понимаете, что и этот монитор, на который вы смотрите, и эта мышь, которую вы чувствуете в руке, и стол, к которому вы прикасаетесь, и стул или кресло, на котором вы сидите — всё это творения человека. На первый взгляд это так. Но, как ни странно, человек не может быть творцом или создателем. Человек — всего лишь пользователь того, что уже создано. Сейчас объясню, что я имею в виду.
Многие животные занимаются строительством: птицы вьют гнезда, термиты сооружают термитники, а бобры — плотины. Человек же перегородил Енисей. Задумывались ли вы над тем, что между примитивной плотиной бобра и грандиозной плотиной Красноярской ГЭС нет принципиальной разницы? В том смысле, что и бобр, и человек взяли ту материю, которая уже была создана и перераспределили ее. Разница только лишь в уровне технологий.
Человек не создавал тех атомов, из которых состоит та массивная плотина. Человек не создавал тех законов природы, которые позволили ему сделать этот монитор. Можно сказать, что все автомобили и компьютеры существовали в природе в разобранном виде еще до появления человечества. И что все будущие открытия тоже уже созданы и их осталось только открыть — точно так же, как Микеланджело, высекая фигуру человека из каменной глыбы, не создавал ее, а открывал, убирая всё лишнее (слово «открытие» говорит само за себя — убери лишнее и открой то, что уже есть, но пока скрыто).
С этой точки зрения, любые наши знания и навыки — это не приобретения извне, а открытия в себе. Человек никогда не сможет приобрести навык, которого нет в глыбе его потенциальных возможностей, точно так же, как таракан никогда не сможет сыграть на скрипке.
Также нельзя говорить, что родители создали своего ребенка, ибо они не контролировали процесс формирования его генетического кода и дальнейшее развитие его организма. Они получили удовольствие, совершив некий акт, а всё остальное сделала за них природа.
Английский философ XVII века Джон Локк утверждал, что «в нашей голове не может появиться ни одной принципиально новой мысли». Действительно, любые наши «новые идеи» — это результат комбинации старых мыслей.
Кто-то возразит: «а как же абстрактные понятия, например, математика или поэзия? Уж они-то точно являются продуктом человеческого ума, т.е., созданы человеком!». Однако это не совсем так. Точнее, совсем не так. Как говорят сами математики, современная математика — это островок знания в океане незнания. Неизведанный океан незнания уже существует, и нас еще ожидают великие математические открытия, которые пока скрыты и ждут своих первооткрывателей, как затерянные в далеких морях острова. А что до поэзии, то если есть язык и алфавит, то есть и любые комбинации слов и букв. И любое стихотворение — это открытие маленького островка в огромном океане информации из бесконечного числа сочетаний букв и слов.
Человечество, подобно аргонавтам, скитается по безбрежному океану незнания, совершая открытия. Люди всегда будут жить в эпоху открытий.
Как видим, человек ничего не создает, а только обнаруживает уже существующее. Любые новые открытия — это раскопки, а не создания. Человек ограничен законами Вселенной, которыми он не может руководить (попробуйте отменить закон Всемирного тяготения и вы обнаружите, что не получается при всем желании), а может только подстраиваться под них. Человек никогда не совершит того, что ему не позволено законами природы. Поэтому машина времени и вечный двигатель так и останутся лишь в мечтах некоторых фантазеров.
Будем честны перед собой — человек не царь природы, а раб ее законов. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: почему муравьи с их сложной системой организации — со своим классовым обществом и фермерскими хозяйствами — не догадываются о существовании человечества со всеми его государствами и высокими технологиями? И разве есть видимые причины, которые мешают муравьям возомнить себя повелителями мира? Похоже, что и человек, подобно муравью, считает себя венцом природы. Среди известных ему существ.
Но не всё так печально, как может показаться. Человек, хоть и не творец, но способен изменять этот мир. «Кот, прижатый к стенке, превращается в тигра», — сказал Сервантес. Наши возможности хоть и не беспредельны, но так велики, что мы и представить себе не можем, на что мы способны.

      После смерти один великий полководец обратился к Богу с вопросом:
— Скажи, всемогущий Господь, кто же был величайшим из всех полководцев человечества?
Он с трепетом ожидал ответа, потому что надеялся услышать, и не без оснований, что Господь назовет именно его имя.
— Величайший полководец человечества — Прохор Дубасов, — ответил Бог.
«Вот тебе раз!», — подумал наш полководец и воскликнул в сердцах:
— Прошка? Мой денщик? Да он, скорее, величайший любитель водки! А я всё-таки не проиграл ни одного сражения!
— Да, — ответил Господь, — Прохор армией не командовал. Но если бы он был полководцем, то он был бы величайшим из них. А ты — второй, после него. Зато ты первый в другом деле, о котором и не подозреваешь.

В каждом из нас дремлет великий человек. В подавляющем большинстве людей он так и не просыпается — именно поэтому великих людей гораздо меньше, чем всех остальных. Прежде, чем штурмовать свои грандиозные цели, сначала надо разбудить в себе великого человека. А для этого необходимо поверить в себя.

Поверь в себя, и ты сможешь больше, чем думаешь!

Родителям-учащихся

Советы педагога психолога родителям учащихся

Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за чем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать:

РОДИТЕЛИ должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из – за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.

НАКАЗЫВАТЬ ребенка нужно только с холодной головой и обязательной  любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.

Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать? Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних  людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и  они могут вас возненавидеть.

Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.

ОБЯЗАТЕЛЬНО наказание должно быть адекватно проступку. В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому воспитателю.

Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т. д. Но во всех случаях даже за самым жестоким проступком следует не только наказание, но и прощение.

Может ли наказание быть средством воспитания?

В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

Начнем с исторического аспекта вопроса    

Суровыми были обычаи воспитания в средневековой Руси. Не случайно до сих пор представления о “домостроевских” традициях в воспитании связывается с применением физических наказаний. Своеобразное переложение традиции немецкой средневековой школы, где ученик, которого выпороли, должен был целовать розгу, приговаривая: “Ах, моя любимая розга – ты ведешь меня к добру”.

В России в 1782 году комиссия народных училищ издала сборник школьных правил, где прямо указывалось, что запрещается вообще все телесные наказания, какого бы рода они ни были. Но пороть и сечь детей продолжали.

В 1804 году в уставе училищ были вновь подтверждены правила, запрещающие телесные наказания школьников.

А в 1820 году физические наказания в школах были официально разрешены.

В 1828 году – запрещены.

Проходило время, но проблемы наказания, которая достигла некоторого прогресса, продолжала также остро обсуждаться педагогами.

В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных детей нужно воспитывать только добром, только лаской.

Это что касается наказания в школе, но остается открытым вопрос о наказании в семье, дома.

Реакция детей на наказание обнаруживает черты характера ребенка, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с ним. Каковы же основные условия действенности метода наказания? На этот вопрос нам отвечает традиционная классическая педагогика.

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. конфликты

Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем для ребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойно выработать тактику поведения.

Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя. Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв от них замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-за боязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным и несостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними.

Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают его переживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, не самокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуации стратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок, получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчу дневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у него проблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новых записей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и снова использовать испытанный способ самозащиты.

Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут от конфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобные вещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Для ребенка такая реакция родителей весьма желательна.

Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, а затем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своими записями. Чаще сего эту стратегию принимают родители, которые либо гиперопекают ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведение родителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некоторое время могут повториться вновь.

Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации является ее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний, переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. В данной ситуации ребенок прежде всего должен получить гарантии того, что его выслушают и попытаются понять.

Поведение ребёнка: Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушает.

Цель, которую преследует ребёнок: Привлечь к себе внимание.

Реакция родителей: Раздражаются.

Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Прекращает на время, затем снова начинает.

Рекомендации:

  1. Игнорировать
  2. Акцентировать внимание на хорошем поведении
  3. Задать вопрос: «Может ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?

Поведение ребёнка: Отказывается делать то, о чём его просят.

Цель, которую преследует ребёнок: Показать, что имеет власть над другими.

Реакция родителей: Начинают сердиться, пытаются использовать свою власть, заставляют.

Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Упрямится, усиливает неповиновение.

Рекомендации:

  1. Избегать конфликтов
  2. Стремиться объяснить неправильность поведения

Поведение ребёнка: Вредит, оскорбляет, не слушает доводов родителей.

Цель, которую преследует ребёнок: Отплатить, отомстить, взять реванш.

Реакция родителей: Чувствуют гнев, обиду.

Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Стремится отплатить ещё больше.

Рекомендации: Не показывать обиду

Поведение ребёнка: Требует помощи, стремится доказать своё неумение.

Цель, которую преследует ребёнок: Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Реакция родителей: Соглашаются, что ребёнок ни на что не способен.

Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Остается беспомощным

Рекомендации: Поверить в способности ребёнка, дать понять, что в него верят.       

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики – «шесть шагов».

Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

Второй шаг

Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

Шестой шаг

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *